Освещение темы наркозависимости в СМИ: нерешённые проблемы и позитивный опыт

Новость от: 02.11.2010

26 октября 2010 года на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета прошёл круглый стол

«Освещение темы наркозависимости в СМИ: нерешённые проблемы и позитивный опыт»

На сегодняшний день по-прежнему не сформированы четкие модели и алгоритмы взаимодействия между журналистами и представителями правоохранительных органов в рамках борьбы с незаконным оборотом наркотиков. К такому неутешительному выводу пришли представители общественных организаций, журналисты и медиаисследователи, принявшие участие в круглом столе.

Собравшиеся эксперты с сожалением констатировали, что в современном обществе укоренились многие клише восприятия проблемы наркомании и ее освещения в СМИ. Аналитики склонны разделять журналистские материалы по данной теме на две группы. К первой относятся информационные тексты (сообщения об изъятии крупных партий наркотиков, открытии центров реабилитации и пр.), они лежат в основе потока публикаций по этой тематики. Ко второй группе относятся материалы, которые формируют мотивацию и навыки поведения аудитории посредством обращения к чувствам человека.

По оценкам Михаила Архипова, генерального директора РОО «Здоровое поколение», материалов, которые не ограничиваются сообщением о захвате партии наркотиков или о новом виде психоактивных веществ, всего лишь 5% от общего числа. «СМИ могут делать больше, а не только информировать», – уверен Архипов. Он считает, что журналист должен писать материал так, чтобы в конце каждый читатель смог сам для себя понять, какую позицию он хочет занять в отношении заявленной проблеме. Морализаторство по принципу «вы, конечно, решаете, но правильный ответ — такой» не приводит к желаемым результатам, отталкивая аудиторию и особенно молодых людей.

Он убежден, что для современной российской журналистики, которая освещают эту тематику, крайне остро стоит вопрос этичности публикуемой информации, особенно визуальной. Также Архипов выразил обеспокоенность ростом пропаганды употребления психоактивных веществ (ПАВ) в СМИ и привлечение их к ведению информационных войн. «Не позволяйте, чтобы вас втягивали в информационное противостояние, если Вы не уверены в своей позиции», – заключил Михаил Архипов.

Андрей Панов, пресс-секретарь УФСКН по Санкт-Петербургу и Ленобласти, заявил, что его ведомство всегда было открыто для работы со СМИ. «Наркоконтроль может оказать любую необходимую информационную поддержку», – заверил он собравшихся экспертов. Панов обеспокоен тем, что зачастую материалы по такой важной теме, как наркомания, пишут журналисты, слабо разбирающиеся в своей теме. А иногда оперативность СМИ негативно сказывается на деятельности самого УФСКН. «Журналисты, получив по своим каналам информацию об изъятии крупной партии наркотиков, спешат разместить ее на своих ресурсах. Результатом такой поспешности может стать невозможность проведения дальнейших мероприятий для наших сотрудников», – рассказал Панов. С вопросами о согласовании выхода таких материалов он посоветовал обращаться в пресс-службу УФСКН.

В рамках круглого стола эксперты сравнили отечественный опыт с опытом своих коллег в Германии. «В немецком обществе более доступна информация по теме наркотиков, которую подготавливают соответствующие министерства и ведомства», – обращает внимание Дарья Илларионова, сотрудник факультета журналистики СПбГУ, проходящая стажировку в одном из Берлинских общественно-политических изданий. По ее мнению, это серьезно облегчает работу немецких СМИ, позволяя более широко и продуманно освещать проблему наркомании. Косвенно о положительных результатах такой работы свидетельствуют данные о наркопотреблении в Германии, которые оказываются на порядок ниже, чем в России.

Аналитики много говорили о возможных вариантах манипуляции общественным сознанием с помощью журналистских публикаций. Подчас журналисты даже не осознают, какой вред они наносят своим читателям, используя, пуская даже в шутку, терминологию наркотической субкультуры или иллюстрации, содержащие скрытую пропаганду наркопотребления. Подобные публикации подпадают под действия статьи 6.13. «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров» Кодекс РФ об административных правонарушениях. Однако на практике журналисты редко несут ответственность за нарушения этой статьи.

«Чрезмерное внимание прессы к проблеме наркомании создает впечатление, что эта тема стала естественной частью нашей жизни», – сказала социолог Елена Шмелева. Она уверена, что тема наркопотребления не должна подаваться журналистами с негативным оттенком. Наоборот, ее необходимо освещать нейтрально. Такой подход к данной проблематике может служить основой для создания журналистских материалов, пропагандирующих общечеловеческие ценности в целом.

Павел Румянцев + 7-911-272-30-77

Анна Смолярова +7-904-550-66-25

 университет
 университет

 

[ назад | все новости ]