ДМИТРИЙ КОРЕНЯК: «ЛЮБЫЕ РАЗГОВОРЫ О НАРКОТИКАХ ТОЛКАЮТ ДЕТЕЙ К ИХ УПОТРЕБЛЕНИЮ»

Опубликовано: 12.12.2010

Дмитрий Владимирович, что создает почву для употребления наркотиков?

– Наркотики – часть социальной среды. Они пришли вместе с модой на определенные музыкальные течения и молодежные движения. Раньше был популярен героин и ребята пробовали его. Теперь в моду вошли «легкие» наркотики. Их иллюзорная «безобидность» еще опаснее. «Ну, подумаешь, – рассуждает подросток, – покурил я травки, выпил таблеток, чтобы потанцевать подольше, похохотать веселее. Наркоманом я, что ли, стал? Да нет…» Но границу-то перешел. Как минимум границу закона. «Ну и что? Ничего не случилось. Давай-ка еще раз!». И пошло-поехало. «Легкие» наркотики стирают границу между дозволенным и недозволенным.

Но главное, что создает почву для употребления наркотиков, это то, что мы как нация утратили родительскую культуру. Говоря о национальных проектах и русской культуре, мы забываем: культура начинается с семьи и существует главным образом в ней, а не на стадионах, концертах или политических митингах. Чтобы предотвратить употребление наркотиков, нужно уделять время семье, быть в контакте с ребенком.

Сегодня мы ориентируем наших взрослых в лучшем случае на успех, достижения, на материальные блага, иногда даже на духовные, но не на семейные ценности. И здесь корни многих проблем, в том числе – наркомании.

Значит, если родители уделяют внимание детям, риск наркотиков исключен?

– Мы все проходим через стадию, когда хотим доказать себе: я – личность. А что для этого нужно? Уйти в протест, продемонстрировать, что я могу сам устанавливать правила и законы в своей жизни. А поскольку безопаснее всего протестовать против родителей – они ведь любят, они простят – подростки начинают нарушать правила, установленные семьей.

Получается, родители предостерегают: только не пробуй наркотики, а ребенок, когда приходит пора что-то нарушить, тут же и вспоминает: «Что они там говорили: только не употребляй наркотики? Вот сейчас и попробую. Назло!». В итоге все наши благие рассказы о том, что «наркотики – это плохо» и могут к ним подтолкнуть.

Моя главная рекомендация родителям: не надо говорить с детьми о наркотиках – дети знают о них больше вашего. Надо во всем подавать пример. Наркотики начинаются с вранья, поэтому важно, чтобы ваши поступки всегда совпадали с делами. По крайней мере, в глазах детей. Если вы говорите детям, что надо старших уважать – будьте добры, уступите в транспорте место пожилому человеку. И не хвастайте дома, как здорово вы обвели начальника вокруг пальца, если сказали ребенку, что врать – плохо...

Но, к сожалению, даже если вы все идеально делаете, не исключен риск, что найдется негодяй, который предложит попробовать наркотики. Но если у вас с ребенком есть контакт и взаимоуважение, то у вас будут мощные ресурсы воздействия на него. Это поможет не упустить момент, когда проба произошла, не позволить случаю стать системой.

Что могут сделать образовательные учреждения, чтобы помочь в борьбе с наркоманией?

– Тоже быть честными. Не бояться «выносить сор из избы». Ведь если спросить по школам, сколько детей у них на наркоучете, то в одной это будет один, в другой – два, в третьей – никого. На учете стоят лишь те, кто попал на него не через школу.

Часто учителя, даже если что-то и заподозрили, предпочитают ничего не предпринимать, максимум – поговорить: боятся за себя, за отчетность и «доброе имя школы». А дети уважают не слова, а действия и поступки. Оставаться равнодушными к наркомании – преступление, нужно применять жесткие меры.

Кто же их должен применять? Родители или школа?

– В этом-то вопросе и заключается проблема. Мы как страна, как общество не определились, кто же у нас отвечает за воспитание детей. В большинстве развитых стран, в числе которых мы хотим себя видеть, законодательно обозначено: родители несут гражданскую и уголовную ответственность за воспитание своих детей.

Если что-то «не заладилось», активизируются социальные службы – обязывают родителей пройти курс занятий с психологом. Причем платят за курсы сами родители. А если ты не пошел на занятия, тебе выпишут штраф в среднем в размере двух с половиной тысяч евро. Не умеешь воспитывать – плати, а мы будем воспитывать твоего ребенка.

В России также необходимо принять закон, в котором расписана ответственность за неудовлетворительное воспитание детей. Например, ребенок начал воровать. После пятой серьезной кражи – папу в тюрьму. Один такой эпизод, да еще предать его гласности… Родители сразу бросят свою бесконечную работу и задумаются: как же они воспитывают ребенка?

Материал подготовила Мария ГРАЧЁВА (ГУ-ВШЭ),
специально для «РИА Новости»

[ назад | все новости ]